Рустем ГАЛИЧ готовит для нижегородцев яркие шоу на базе русской поэзии

Фото: www.nnews.nnov.ru

Жизнь известного   мастера художественного слова, режиссера и продюсера Рустема Галича состоит из постоянных разъездов. Корреспондент   «НН» позвонил ему в Нью-Йорк, а застал…   в Лондоне. Через день Галич   был уже в Берлине на международном театральном фестивале «Мир русского театра».   «Ждите, скоро буду у вас в Нижнем» -   ответил артист. Действительно, в начале 2019 года он представит спектакли с русским оркестром: «Пер Гюнт» и «Песню про купца Калашникова».

Ну а в преддверии нижегородских выступлений артист рассказал в эксклюзивном интервью о том, как он пришел на сцену, и как ему живется в США.  

Испугался вовремя 

- Некоторые   воспринимает вас однофамильцем и   родственником драматурга, легендарного поэта и барда с трагической судьбой Александра Галича, а ведь между тем Галич – это ваш псевдоним. Как он родился?  

- Вообще, в отличие от Александра Галича, который носил псевдоним, придуманный, насколько я знаю, от имени своей жены Гали (кстати, мою жену как ни странно тоже зовут Галя), - так вот, в отличие от Александра Галича мое сценическое имя Галич – вовсе не псевдоним, а половина моей фамилии. Дело в том, что когда я приехал в США,   Никто из американцев произнести мою настоящую фамилию   - Engalitchev – физически не мог.   И меня стали   уговаривать сменить имя, чтобы можно было хоть как-то его произнести. Я стал думать, и придумал, что могу просто откинуть первый и последний слог в своей фамилии.  

А то, что меня многие считают за родственника Галича - правда. Не было ни одного человека, с которым бы я познакомился, и от которого бы не услышал через пару минут нашего разговора: «А вы случайно не родственник?..». И тогда я отшучиваюсь в духе, что, де, меня так часто об этом спрашивают, что уже ощущаю себя родственником. 

- В школе и в университете вы изучали точные науки, однако ученым не стали. Как из «физика» переквалифицировались в «лирика» и подались в актеры?

- Я учился в Казани в элитной 131-й физико-математической школе. Поэтому по окончании школы самым естественным было поступление в Казанский государственный университет на физический факультет. Но, видя, как мои сокурсники с умным видом пишут километровые формулы, наводящие на меня ужас, я страдал неимоверно. И вот тогда-то твердо решил: во что бы то ни стало буду поступать в театральный. Дело в том, что с седьмого класса я ходил в народный театр, и был так им увлечен, что по большому счету мне больше ничего и не было интересно. А на физический факультет занесло просто по инерции - но, слава Богу, я вовремя испугался, нашел в себе силы   и поступил в Театральное училище имени Щепкина на отделение «Актер художественного слова».

А мог бы внуком быть Джалилю

- В своем творчестве вы пошли дальше своих предшественников,   корифеев художественного слова -   Владимира Яхонтова, Игоря Ильинского, Василия Качалова Аллы Демидовой,   Антонины Кузнецовой - создавая   зрелищные шоу.   Как пришли к такому решению программ, посвященных творчеству гениев отечественной литературы? 

- Ну, это слишком смело сказано, что я пошел дальше. Вообще сравнивать актеров между собой – это все равно как сравнивать между собой женщин: дело неблагодарное, да и не нужное. Каждый актер хорош сам по себе, силен в чем-то своем, что не дано другому. И я совершенно согласен с высказыванием, что каждый актер – это уже жанр.   Мой путь в области звучащего художественного слова всегда находился в нише эксперимента. Мне всегда хотелось попробовать сочетать слово с разными исполнительскими   или визуальными жанрами, будь то музыка, пение, пластика, изобразительное искусство. То, что было удачно, принималось публикой и имело успех, фиксировал. Так рождался мой творческий почерк и мой театр, который я называю Театром поэзии и музыки Рустема Галича. И он действительно тяготеет к созданию ярких музыкальных шоу - но на базе русской классической поэзии.  

- Своей любимой книгой вы назвали однажды «Демона» Лермонтова. Почему именно это произведение, ведь ваш репертуар очень широк?

- Да, я читаю стихи многих поэтов. Но работа над Лермонтовым была этапной для моего творческого и чисто личностного развития. Он просто перевернул мое представление о бытии. Не случайно говорят, что Лермонтов – это космос. Это действительно так! Читая его, я размышляю об устройстве нашего мира, вселенной, души, тонких миров, не говоря уже о делах наших земных. О сферах, на первый взгляд далеких от поэзии. Вообще, мне кажется одной из самых главных черт настоящего таланта, а может быть и гениальности, умение вдохновить другого на что-то - поступок, творческое действо, размышление, создание чего-то нового… Воздействие через вдохновение. Так вот, в этом смысле Лермонтову нет равных.   Нисколько не умаляя величия и значимости других поэтов, пальму первенства для себя на поэтическом Олимпе я все-таки отдаю Лермонтову. 

- А почему   в вашем репертуаре не находится места для поэзии   национального героя Татарстана   Мусы Джалиля, автора   «Моабитской тетради»?    

- Выбор поэта и его произведений - момент очень тонкий, если не сказать интимный. Надо совпасть по вибрациям и с поэтом и с произведением. Это отдельная тема для разговора. Я не читаю не только Джалиля, но и многих других поэтов, которых не чувствую, хотя в каком-то смысле мы   с Джалилем близки по крови. И кстати, моя бабушка в свое время рассказывала мне, что был в ее жизни момент,   когда Джалиль ухаживал за ней. А мой учитель по актерскому мастерству Сергей Васильевич Харченко любил надо мной подшучивать и иногда говорил, что, мол, надо еще проверить, кто твой дедушка, может, быть   ты внук Джалиля. Но это все шутки, лирические отступления. А   если серьезно, то помимо прочих моментов, я признаюсь, что не очень люблю переводы. Как ни странно, любой перевод,   - если только он не сделан великим поэтом, который по сути просто авторизовал первоисточник в своем переводе, - при произнесении вслух чувствуется именно как версия оригинала. Джалиль писал на татарском. А мы его знаем только в переводе. Для меня это   ограничение, и очень существенное. 

Экстраординарный случай

- Знаменитый шансонье   Вилли Токарева, эмигрировав из СССР в США,   пять лет работал   почтальоном, таксистом и только потом стал выступать. Вы же, приехав почти двадцать лет назад в Нью-Йорк, моментально оказались   творчески востребованным и даже создали свой театр. Чем это можно объяснить? Везением, удачным стечением обстоятельств?

- Думаю, что да. Я оказался в нужное время в нужном месте. Подозреваю, что кто-то меня сверху просто «вел».   Я никогда не занимался здесь, в Штатах, никаким черным физическим трудом. В 2000-м году в свой день рождения 9 августа я появился в Нью-Йорке, ровно через неделю   уже был ведущим литературных и поэтических программ на радио RTN-WMNB, потом   корреспондентом новостей на канале NTV-International,   чуть позже - ведущим ток-шоу «Взгляд из Нью-Йорка». Через месяц, когда я выходил на концертные площадки, меня публика встречала аплодисментами. Меня это очень удивляло. Я говорил зрителям: почему вы хлопаете, я же еще ничего не сделал, вы же меня еще не знаете? А они отвечали: да нет, знаем, мы слушаем ваши передачи! И это было приятно. Но вообще, как говорила моя американская духовная мама, легендарный театральный режиссер Алла Григрьевна Кигель: «Миленький, твой случай не то что не типический, он экстраординарный. Такого не бывает!». 

- За годы жизни в Нью-Йорке у вас изменилось представление о США или осталось прежним? 

- Безусловно. Изменилось и меняется постоянно. Я приехал в страну, которую я практически не знал. И сейчас не могу сказать, что знаю очень хорошо. Америка очень большая и очень разнообразная. А учитывая, что   живу я не просто в Нью-Йорке, а на Манхеттене, то можно сказать, что и вовсе Америки не знаю. Потому что как правильно говорят: Нью-Йорк - это не Америка. Точно также как Москва - это не Россия. Это государство в государстве, со своим укладом, стилем жизни и спецификой. Каждый раз, когда я приезжаю с гастролей из Москвы в Нью-Йорк и брожу по Манхеттену, я все время нахожу для себя в нем что-то новое, еще не виданное. Хотя казалось бы – остров, всего 14 километров   в длину. А что уж говорить обо всей Америке... 

- Рустем, скажите, пожалуйста, трудно ли быть послом русской культуры в США и в   Европе в условиях санкций?    

- Нет,   не трудно. Если честно, то я вообще не мыслю подобными категориями. Я просто честно делаю то дело, которое люблю: читаю со сцены русскую классическую поэзию и прозу. И тешу себя мыслью, что делаю это неплохо. А уж кто как это воспринимает, какими титулами награждает эту мою деятельность - это не мое дело. У каждого человека свой вкус, свой взгляд. Кому-то мы нравимся, кому нет, кто-то превозносит, кто-то уничижает. Но в этом смысле я абсолютный последователь Пушкина и Пастернака, которые уже высказались на эту тему. Один сказал: «хвалу и клевету приемли равнодушно», а другой – «но пораженья от победы ты сам не должен отличать». Так и живем! И никакие санкции нам не помеха. Наоборот, когда политики подстрекают народы к сжиганию мостов, и не только подстрекают, но и реально их сжигают, мы, люди искусства, эти мосты возводим – между человеческими сердцами, душами, городами и даже континентами. И помогает нам в этом великое русское поэтическое слово. Да будет оно вовек благословенно!

Владимир ШЛЫКОВ.

Справка «НН»

Рустем Галич (настоящая фамилия – Енгалычев) – режиссер, постановщик всемирно известных поэтических спектаклей и мюзиклов, актер,   журналист, продюсер.   Родился в Казани.

Окончил в Москве   высшее театральное училище им. М.С. Щепкина.   После окончания училища преподавал в нем   «Художественное слово» и «Сценическую   речь»,   работал в столичных средствах массовой информации С 2000 года живет в Нью-Йорке, сотрудничал с   различными русскоязычными радио и -телеканалами. Как актер,   быстро завоевал популярность среди русскоязычных зрителей исполнением произведений русской классической прозы и поэзии,   основал из артистов-профессионалов и музыкантов «Театр поэзии и музыки»   Много гастролирует   в США и в страх Западной Европы, часто выступает в России с литературно-музыкальными спектаклями.

 
По теме
 
 
Музейно-туристский комплекс «Град Китеж» - Воскресенский район Музейно-туристский комплекс (МТК) «Град Китеж» представляет собой многофункциональный культурный центр, в состав которого входят: театральная сцена для постановки драматических спектаклей,
13.12.2018
 
Концертный зал «Юпитер» откроется 1 марта - vGorodeN.Ru Спонсор рубрики: Gipernn.ru — недвижимость Нижнего Новгорода и области В первый день весны в Нижнем Новгороде после реставрации откроется концертный зал «Юпитер».
13.12.2018
Прокуратурой Сормовского района взят на контроль ход расследования уголовного дела, возбужденного 11.12.2018 отделом дознания территориального отдела полиции по п. «а» ч.1 ст.
12.12.2018 Прокуратура
Злоумышленники создали сайт-двойник управления Роспотребнадзора по Нижегородской области.
13.12.2018 Дзержинское время
фото ГУ МЧС по Нижегородской области Когда на улице Первомайской средь бела дня заполыхал дом, в котором жили две учительницы, для жителей Володарска это был шок.
12.12.2018 Нижегородская правда
Его песни исполняют Валерий Леонтьев, Филипп Киркоров, Тамара Гвердцители, Лайма Вайкуле, Лариса Долина и множество других знаменитых певцов.
12.12.2018 Нижегородская правда
Фото из архива Ольги Удаловой и театра "Комедiя" Ольга Удалова – женщина-праздник.
12.12.2018 Нижегородская правда
Андрей КУВАЕВ: «Химику» быть! - Дзержинское время   На днях прошло заседание президиума Федерации футбола Дзержинска (ФФД), в ходе которого обсуждались различные вопросы, связанные с футбольной жизнью нашего города.
13.12.2018 Дзержинское время
Шатуновы - фамилия волейбольная - Нижегородские новости В нынешнем составе волейбольной «Спарты» доигровщица Валерия Шатунова оказалась самым высокорослым игроком нижегородской команды (192 см).
13.12.2018 Нижегородские новости
В Дзержинске вновь появится футбольная команда с легендарным названием «Химик».
13.12.2018 Репортер и время
С 15 декабря 2018 года по 10 марта 2019 года на территории стадиона «Нижний Новгород» будет работать крупнейшая развлекательная площадка региона «Зимняя сказка» .
12.12.2018 Нижегородская правда
Нижегородские юные инженеры-конструкторы примут участие в международном конкурсе на Тайване - Гипорт.ру Нижний Новгород. 15-16 декабря 2018 года на острове Тайвань пройдет международный Конкурс юных инженеров-конструкторов – PowerTech 2018/ PowerTech (Mini-Com) STEAM-Star International Invitational Contest.
11.12.2018 Гипорт.ру