Так сформировалась ли за эти совершенно разные периоды своя особенная, нижегородская школа живописи? Мнения расходятся. Начальник отдела отечественного искусства НГХМ Наталья Соколова склоняется к тому, что такого понятия нет, и в качестве противоположного примера приводит узнаваемую и признанную владимирскую школу. В то же время, считает искусствовед НГХМ, можно говорить о последователях отдельных художников — например, Олега Бордея, оставившего после себя много учеников и последователей. Или о «хныгинском методе», рассуждает замдиректора НГВК Ирина Маршева, — использовании характерного для Лазаря Хныгина серовато-серебристой гаммы. Она до сих пор превалирует в живописи многих нижегородских художников, но, по словам галеристов — людей, продающих картины, — потенциального покупателя скорее отталкивают, а не привлекают. Как и узнаваемые нижегородские сюжеты: улочки городов или деревень с их покосившимися деревянными домиками.
А вот в нижегородской организации Союза художников уверены: традиции нижегородской живописи есть. И заключаются они в реализме и академизме. «Нижегородских художников объединяет реализм, — говорит председатель НООО СХР Владимир Величко. — Что бы там ни говорили, а нижегородская школа существует. Нас всегда узнают на выставках», — продолжает Величко.
«Само понятие „нижегородская художественная школа“ сегодня является неактуальным, — уверена Ирина Маршева. — Уместнее говорить о художественной среде, в которой существуют личности и тенденции. А эта художественная среда сегодня в Нижнем Новгороде слабовата — на 1,5 миллиона населения приходится 200 с небольшим художников, тогда как в Москве их тысячи, а в Нью-Йорке — десятки тысяч». Почему так мало? «Да потому, что социального заказа нет, — объясняет искусствовед. — Само городское сообщество не дает художникам никакого посыла, оно не испытывает в них потребности».
«Как ни странно, — рассказывает ответственный секретарь нижегородского Союза художников Инесса Сафронова, — нижегородские художники очень популярны среди иностранных любителей живописи. В последнее время, например, наблюдается настоящий бум заинтересованности со стороны Китая. А причина все та же — традиционный, классический реализм стал редкостью. В Европе такого уже не встретишь».
«На нижегородских художников есть спрос где угодно, только не в Нижнем Новгороде», — подтверждает Ирина Маршева.
Руководители НОО Союза художников России Владимир Величко и Инесса Сафронова мечтают, что когда-нибудь и в Нижнем Новгороде, как в Москве, появятся свои братья Ананьевы, на собственные средства открывшие огромный музей российской живописи XX—XXI веков — Институт русского реалистического искусства. Такие идеи в Нижнем есть — бизнесмен Феликс Верховодов заявлял было о планах по открытию своего частного музея нижегородских художников. Своей коллекцией для такого музея готов поделиться и Дмитрий Володин.
Максим Калашников