7 ноября в просветительском центре Серафимо-Дивеевского монастыря состоялась встреча сестер обители с насельником кельи святого Иоанна Предтечи монастыря Кутлумуш схиархимандритом Анастасием (Топузисом), который приехал в Дивеево как гость кинофестиваля «Лучезарный Ангел». Встреча была построена в форме ответов на вопросы. В течение двух часов гость ответил на 29 вопросов. Часть вопросов и ответов мы публикуем на нашем сайте.
‒ Как воспитать в себе непрестанную память о Боге?
‒ Для того чтобы научиться непрестанной памяти Божией, нужно сначала научиться побольше молчать, потому что, как говорит преподобный Исаак Сирин, молчание ‒ это таинство будущего века.
‒ Батюшка Серафим заповедал нам, что послушание превыше поста и молитвы. В то же время существует иная точка зрения: что бы ты ни делал, как только зазвонят колокола, надо все бросать и бежать в храм. Как следует поступать на практике?
‒ Послушание ‒ это не только труд; послушание следует понимать как добродетель. Поэтому для монаха и для монахини, должны быть одинаково важными как звук колокола, так и голос игуменьи.
Я был в свое время поваром в монастыре и в храме почти не бывал; наоборот, меня на кухне часто навещал отец игумен. На Пасху я бежал к концу службы, надевал рясу, чтоб успеть причаститься, я почти ничего не слышал из службы, но у меня было пасхальное настроение. Я работал для братии ‒ и это было моей Пасхой.
‒ Мы живем в келье по два-три-четыре человека. Трудно искренне молиться, когда рядом находится другой человек и каждый занят своим делом. Что вы посоветуете в этой ситуации?
‒ На Афоне, конечно, не живут по несколько человек в келье, но у нас тоже такое было. Когда Кутлумуш только возрождался, нам тоже приходилось жить по несколько человек в келье, и нас посещал иногда старец Паисий. Он приходил и спрашивал: «Как тут у вас дела? Что тут у вас творится? Как вы тут: как ежики в одной норе собраны, и один колет другого?» И тут же добавлял, что даже ежики, когда в одной норе живут, друг друга не колют. Нужно, чтоб один другого терпел. Нужно постоянно бороться с проклятым эгоизмом, нужно постоянно жертвовать собой, своими интересами, своим временем ради брата. Это тоже, конечно, испытание. Надо вспомнить Патерик, где рассказывается о старце Агафоне, который желал взять у больного неизлечимую болезнь, у него было искреннее желание поменяться с ним телами, чтобы облегчить страдания своего ближнего. А старец Паисий практически не спал. Когда его спрашивали: «Неужели тебе не хочется спать?» ‒ он отвечал: «В мире столько людей, которые хотели бы уснуть, но они не могут, потому что у них бессонница. Я молюсь Богу: „Дай мне их бессонницу, из-за которой они не могут уснуть, и пускай они немножко поспят, а мне нужно как раз на всенощном бдении бодрствовать“». Вот какое у нас должно быть настроение.
‒ Как бороться со своим эгоизмом и как реагировать при этом на неприветливость, неуступчивость сестры, на ее сознательное желание обострить отношения?
‒ Вниз смотреть, на свои ботинки. В больших общежительных монастырях, конечно, без этих искушений, без каких-то проблем в отношениях с другими людьми не обойтись. Но, как говорил старец Паисий, мы не должны при этом считать, что виноват другой. Он всегда обвинял себя: что-то я не так сделал, поэтому так со мной обращаются. Если я не виноват в этом конкретном случае, в котором меня обвиняют, значит надо думать, что я виноват в чем-то другом, и за это мне посылается скорбь. Вот такой должен быть внутренний помысел для того, чтобы появилась сила преодолеть это искушение. Когда мы смиряемся, когда молимся такой молитвой, которую любил старец Паисий: «Аз есмь червь, а не человек», ‒ тогда приходит к нам на помощь невидимая рука Божия и этого никчемного, жалкого человека вводит в Благословенное Царство Отца и Сына и Святого Духа.
‒ Может ли быть дружба между сестрами в монастыре?
‒ Как у святых безсребренников? Или как? В чине монашеского пострига есть выражение, означающее избранную дружбу, когда человек выборочно с кем-то дружит, а с кем-то не дружит. Вот у монахов такая дружба не поощряется. Друзьями Божьими мы должны стать в первую очередь, а к людям по монашеским обетам отношение должно быть равное.
‒ Как быть, если чувствуешь необъяснимую неприязнь к человеку или его поступок тебе неприятен и само его присутствие и тебя раздражает?
‒ Когда мы находимся в храме, мы стоим все вместе, даже если рядом с нами оказался кто-то, кто нам неприятен. Мы не можем его прогнать. Потому что мы стоим, обращенные к Богу, и не смотрим направо и налево, и не обращаем внимание на других. Вот таким образом эта неприязнь должна побеждаться.
Неприязнь или что-то подобное ‒ это выражение нашего эгоизма. Но, как уже было сказано, мы должны относиться ко всем людям равно, не выделять кого-то, и тогда все люди будут казаться нам добрыми, красивыми. Вот такое настроение должно быть у нас перед Богом и перед ближним. Мы должны себя смирять и таким образом начнем понимать наше настоящее место.
‒ Что в наше время особенно мешает на пути спасения и с какими трудностями сталкиваются именно современные монахи?
‒ Когда я пришел в монастырь, то многому там научился. Я научился работать в огороде, научился различным рукоделиям. Современные монахи заняты гаджетами, смартфонами, которые постоянно бомбардируют их какой-то ненужной информацией. Старец Паисий в шутку говорил: «Если современного монаха посадить в комнату с закрытыми консервными банками, он умрет от голода, потому что он не сможет их открыть, если у него не будет консервного ключа. Потому что многие не умеют работать руками, ничего не умеют». Монах не должен быть в монастыре праздным. Если хочешь, чтобы монах преуспел, дай ему тяпку, как у преподобного Серафима, и он будет возделывать ею и огород, и свою душу.
‒ Возможен ли трезвенный образ жизни в условиях многолюдства, суеты, как во многих современных монастырях?
‒ Когда я стал дьяконом, старец Паисий спросил меня: «Ты говоришь мирную ектенью? А что такое мирная ектенья, ты знаешь? Что такое „мир Божий“?» Старец стал говорить на эту тему, и я на три часа потерял счет времени. Мы беседовали с ним, как мне казалось, недолго. Но тут он потрогал меня за плечо и сказал: «Тебе пора на вечерню». Прошло несколько часов, а я этого не заметил. Так я получил некоторый духовный опыт относительно того, что такое мир Божий.
Нужно прославлять Бога. Когда у человека есть такое настроение, ему проще все преодолеть. Нам Господь посылает все необходимое, что нам нужно; но мы, тем не менее, все равно ропщем. У меня тоже иногда ропот бывает. Однажды я получил травму, и с тех пор у меня на левой руке один палец плохо работает. Это создает определенные неудобства, но я подумал, что есть люди, у которых руки вообще нет, как они, бедные, живут? И не ропщут, и прославляют Бога. Если у человека такой помысел, то он всегда доволен той ситуацией, теми условиями, в которых находится. В Протате, в центральном храме Афона, в Карее, есть один монах молдаванин. Он ‒ инвалид, у него нет ноги, он ходит на протезе; и у него нет правой руки, поэтому он крестится левой рукой. Я прихожу на службу, сажусь в стасидию со всеми удобствами, а он стоит на одной ноге на своем протезе и никогда не садится. Вот, как победить самого себя?
‒ Разные бывают страсти у людей. Как бороться с чревоугодием? Как бороться с унынием? Как бороться с блудной страстью? Как бороться со стойким навыком осуждения? Как научиться не говорить «нет» на просьбу? Батюшка, может быть, выработался какой-то алгоритм, как бороться со страстью?
‒ Все начинается со смирения, потому что нужно чувствовать себя прахом. Нужно понимать, что «без Меня не можете творити ничесоже», как говорит Господь. Если Он у нас Свою благодать и помощь заберет, мы ничего не сможем сделать. Когда ты чувствуешь, что Господь тебя как за руку ведет, ощущаешь помощь Божию и Его присутствие, промысел Божий в твоей жизни, тогда, действительно, все искушения легко побеждаются. Есть, конечно, определенные практические советы. Их уже описали святые отцы. Преподобный Иоанн Лествичник все подробно описал. Я не образец, так сказать, не учитель монашества, чтобы заново все это повторять. Когда вы увидите, что я похудел на 50 кг, тогда будете меня об этом спрашивать.
‒ Чем очищаются помыслы?
‒ У нас, как говорил старец Паисий, должны быть наждачная бумага, отвертка и пассатижи, которые мы должны вручить матушке игуменье. Ими все чистится.
‒ Вспомните, пожалуйста, что-нибудь из своего общения со старцем Паисием. Какой главный урок вы вынесли из общения с ним?
‒ Это ощущение, что находишься рядом со святым. Его святость передавалась нам, как пример для подражания. Мы знали, действительно, знали того человека, который постучал в райские двери, и они открылись перед ним.
Please enable the javascript 11_07_af
http://diveevo.nne.ru/