Провинциальное чудо

Минуло 90 лет, как в истории нижегородской печати
началось удивительное время — эпоха Николая Ильина. Он называл себя
конструктором книги, отдавая дань модному в то время конструктивизму,
поставившему производство выше икусства. Но на деле был выдающимся
графиком-традиционалистом. Сотрудничество с Ильиным поставило
"Нижполиграф" в число ведущих типографий страны.
Здравствуй, полиграф!
В один из пасмурных дней 1922 года
мужчина лет 30, одетый в военную форму без знаков различия, переступил
порог недавно открытого предприятия "Нижполиграф". Он хорошо
подготовился к разговору с директором Сипягиным. Типография имеет
неплохое техническое оснащение. Шутка ли - получить в свое распоряжение
линотипы и ротации из Петрограда от национализированного товарищества
книжно-газетного короля Суворина! Есть в Нижнем и немало хороших спецов,
в том числе акцидентных мастеров. Но всего этого мало, чтобы встать
вровень с лучшими полиграфическими фирмами Москвы или Питера. А может,
и превзойти их. Ильин знал, что для этого требуется. И готовился
изложить полиграфовскому начальству.
За плечами у художника, уроженца Нижнего, был
драгоценный опыт работы в столичных издательствах Кнебель, Сытина
и других. Тогда, до мировой войны, он следовал в своей художественной
манере Нарбуту, Чехонину, Кругликовой и прочим деятелям объединения "Мир
искусства" с их культом формы, любовью к изящному рисунку, неизменному
уважению к традиции. Но времена меняются. Грянула революция, вынесшая
на гребень волны много пены. В фаворе оказался всякого рода модернизм,
в том числе художественный. Лозунг "Сбросим Пушкина и Достоевского
с парохода современности!" зазвучал с удвоенной силой и был тотчас
востребован власть предержащими. Для вождей большевизма авангард стал
лучшим способом эстетически и политически разгромить оппозиционно
настроенную интеллигенцию. Николаю Ильину ультралевое искусство
не то чтобы нравилось, но приобщение к нему было шансом удержаться
на плаву. Ну а творческий поиск возможен в любой форме и даже без оной.
Шрифты и линейки
Директору Александру Сипягину идеи художника
понравились. Почему не попробовать? И вот уже машинистка строчит приказ:
"Принять тов. Ильина на должность наблюдающего за художественной
внешностью изданий".
С этого времени коньком Николая
Васильевича становится наборная обложка. Раньше иллюстрации, обложки
были рисованными, воспроизводились в полиграфическом производстве
методом цинкографии. Теперь цинк стал дефицитным. К тому же в Европе
вошел в моду конструктивизм с его манией "революции формы" (а точнее,
ее разрушения) и утверждением антибуржуазного "производственного"
искусства. В книжном деле одним из проявлений конструктивизма стали
наборная обложка, титул, заставка, выполнявшиеся посредством
использования одних лишь типографских шрифтов и линеек. Примитивно?
Может быть, зато революционно.
Но Божий дар пробивается всюду. Проявился
он и в деятельности Ильина в роли "конструктора книги", как он сам себя
именовал. Исполненные художником наборные обложки стали подлинными
произведениями книжного искусства. Иногда, словно повинуясь какому-то
художественному капризу, мастер заходил слишком далеко в своей левизне.
Печать пренебрежения формой лежит на таких его работах, как обложки
журнала "Голос рабфаковца" или брошюры "Комсомольская пас-ха!" Сюда же
можно отнести оформление календаря "Нижполиграф. 1925", большинство
обложек журнала "Рабоче-крестьянское творчество", серию книжек
"Библиотека "Нижегородской коммуны". Наряду с этим из стен
"Нижполиграфа" выходили произведения, которые можно было назвать
синтезом традиционного искусства и авангарда. Вопрос: что при этом
являлось данью моде, а что диктовалось внутренним творческим "я" автора
Ильина?
С триумфом по Европе
Экспериментами с наборными обложками
деятельность художника не ограничивалась. Его новаторство охватило весь
производственный процесс в "Нижполиграфе", включая выбор шрифтов,
оформление титульных листов, изготовление переплетов, исполнение обрезов
и т. д. Конструктивизм предполагал замену искусства производством.
В случае с Ильиным наблюдалось обратное: в типографии произошло
внедрение высокого искусства в грубые производственные процессы. Или
соединение того и другого, в результате чего был достигнут поразительный
результат.
Успехи нижегородских полиграфистов,
ведомых творческой мыслью и волей "конструктора книги" Ильина, были
замечены в столицах. О них заговорила центральная пресса. "Каждая
из этих книжек, - писали "Известия", - сработана с таким
вкусом и пониманием архитектуры книги, что на любой европейской книжной
выставке они не только не потеряются, но и привлекут пристальное
внимание и издателя, и книголюба".
Газета словно в воду глядела. Уже
на Лондонской выставке книжного искусства 1923 года книга "Сверчок
на печи" Ч. Диккенса с обложкой Николая Ильина завоевывает награду.
Через два года произведения "Нижполиграфа" удостаиваются серебряной
медали и Диплома на международной выставке в Париже, а в 1927 году -
диплома на всесоюзной полиграфической выставке в Москве. Потом следует
триумфальное шествие ильинских работ по Европе: Милан, Лейпциг,
Винтертур (Швейцария).
Возвращение в классику
Ведущие книгоиздательства СССР считают за честь
размещать в "Нижполиграфе" свои заказы. Это означает одно:
нижегородские полиграфисты вошли в число признанных лидеров отрасли.
Успех был закономерный. Организованный
Николаем Ильиным процесс книгопечатания был подобен часовому механизму.
Как писал в 1931 году журнал "Полиграфическое производство", продукции
нижегородской типографии присуще превосходное качество набора и печати,
в частности высокая культура красок. По исполнению переплета эта
продукция также стоит в одном ряду с лучшими западноевропейскими
образцами. Журнал особо отмечал тщательность гравировки и внимательное
отношение к деталям тиснения. Слава нижегородцам!
В 1930 году художник навсегда покинет
город, в котором он родился 7 декабря 1894 года и в котором стяжал себе
громкую славу. В Москве Ильин займется преподавательской работой
в Московском полиграфическом институте. Там, по выражению современника,
он поведет решительную борьбу с формалистическими уклонами. Затем
в типолитографии имени Воровского, подведомственной НКВД. После войны
Николай Васильевич - признанный мэтр советского искусства книги, главный
художник Гослитиздата. Последние полтора десятилетия его жизни
(он скончается в 1954-м) будут едва ли не самыми плодотворными. Среди
работ художника 30 - 50-х годов - подлинные шедевры оформления книг:
"Творчество народов СССР", "Книги о cкудости и богатстве"
И. Т. Посошкова, изданий классиков Пушкина, Лермонтова, Гоголя,
Сервантеса, "Слова о полку Игореве", "В лесах" Мельникова-Печерского.
В этих и других работах Николай Ильин проявил себя как талантливый
график, искуснейший художник рисованного шрифта, непревзойденный мастер
общей композиции книги.
 
По теме
    28 марта в читальном зале Центральной библиотеки им. С.И. Шуртакова состоялось очередное заседание литературно-краеведческого клуба «Истоки» под названием «Откроем дивный мир стихов».
Александр Казаков: Номинации посвящены даже не героям фронта, "а героям тут" Как сообщил в ходе брифинга в преддверии церемонии вручения Национальной премии "СВОИМ" в Нижнем Новгороде политолог, писатель,
   В Сергачском муниципальном округе Нижегородской области начат сбор документов по истории специальной военной операции  (далее – СВО),
Нижний Новгород 100 лет назад - Государственная архивная служба Интересно узнать, чем жил наш город 100 лет назад, с помощью газеты «Нижегородская коммуна»  29 марта 2024г.?
Государственная архивная служба
Больницу и медпункты ремонтируют по нацпроекту - Газета Лукояновская правда Ремонтировать лечебные учреждения Лукояновского округа и приобретать для них новое медицинское оборудование помогает программа модернизации первичного звена здравоохранения национального проекта «Здравоохранение».
Газета Лукояновская правда
Яна Поплавская: "На защите Родины стоит вся страна - ребята на фронте, а мы здесь, в тылу" - Газета Знамя Актриса театра и кино Яна Поплавская, которая станет одним из почетных гостей Национальной премии «СВОИМ» в Нижнем Новгороде 29 марта, заявила о важности проведения подобных мероприятий и вручения наград людям,
Газета Знамя
Организаторы и гости премии "СВОИМ" возложили цветы к Вечному огню в Нижегородском кремле - Газета Знамя Организаторы и почетные гости Национальной премии "СВОИМ", церемония вручения которой 29 марта пройдет в Нижнем Новгороде, возложили цветы к Вечному огню в Нижегородском кремле.
Газета Знамя