Арсений Гончуков снял жесткое социальное кино и думает о комедии

Фото: www.nnews.nnov.ru

Многие слышали, что есть такой режиссер Арсений Гончуков, который начинал в Нижнем Новгороде, а потом уехал в Москву. Иногда до малой родины режиссера даже долетали вести об очередном резонансном кинофильме. И вот - фестиваль веб-сериалов, на который приезжает Гончуков чуть ли не в статусе почетного гостя, и выясняется, что он, помимо всего прочего, снял первый в России успешный веб-сериал под названием «Район тьмы» и даже получил за это на фестивале специальную награду. Точнее,   две награды.

Из чистого любопытства решила глянуть краем глаза, что это за «Район тьмы» такой… и просидела за компьютером с позднего вечера до рассвета, ойкая от сладкого ужаса. Едва начался рабочий день, я связалась с режиссером и срочно напросилась на интервью.

Страшилка по-честному

  - В своих фильмах вы делаете то, на что, как бы это помягче выразиться, у многих известных режиссеров «кишка тонка». Совершенно не щадите зрительские нервы! Как это объяснить?

- Работа для Интернета снимает многие ограничения. Да и мне самому как автору не хотелось себя ни в чем ограничивать. До того как работать над веб-сериалом, я снял четыре полнометражных игровых фильма, которые показывали в кинотеатрах и по телевидению, и там я был скован форматом. Конечно, на YouTube тоже есть свои ограничения, там стоит маркировка 18+, но все же мы были в свободном творческом полете и самовыражались как хотели. Решили: раз уж делаем триллер, то делаем его честно.

- Создается ощущение, что нижегородские режиссеры все как один снимают кино про бандитов, и вы со своим социальным хоррором, «Районом тьмы»,   подтверждаете эту гипотезу. Что же у нас за город такой, который так заряжает режиссеров на криминал?

- Тут я с вами не соглашусь. Фильмы про бандитов, проституток и так далее - кошмарный штамп. О том, про что снимал Балабанов, сняты миллионы телесериалов. Но то, что происходит в сериале «Район тьмы», - это категорически другая стилистика, да и Нижним Новгородом это отнюдь не вдохновлено. Мой ориентир - не «Улицы разбитых фонарей», а классические зарубежные аналоги триллеров, сериалы Netflix и HBO, конечно же, «Черное зеркало», «Сумеречная зона», а из классики - «Альфред Хичкок представляет»...   В «Районе тьмы» имеется очень жесткая, типично русская социальная составляющая, но это связано не с Нижним, а с тем, что я ощущаю себя русским режиссером, которому хочется вскрывать социальные проблемы общества и делать об этом кино. 

Иногда люди произносят слово, от которого мне на стену хочется лезть - «чернуха», да еще и спрашивают: «Зачем про это снимать, если такого и в жизни полно», - да еще и говорят лицемерно и ханжески: «Фи, у тебя вот там ругаются матом, а вон там у тебя - ай-яй-яй - сцена секса!» Да, наш сериал жесткий, эмоциональный, он откровенный и честный в изображении пороков. Это необходимо для того, чтобы открывать зрителям глаза, для того, чтобы бодрить и трезвить общество. Сейчас снимают беззубое, беспомощное кино, где сплошной позитив и постоянное желание насмешить, в котором вырезано и дистиллировано все, что только можно. Но люди ведь не дураки и чувствуют «шляпу». А я не хочу никого беречь. Есть ведь и такое кино - авторское европейское и острое американское, где все максимально честно. Это кино вскрывает проблемы современной улицы, межличностные и глобальные социальные проблемы и не стесняется ничего. Мне кажется, очень важно снимать подобное кино в России. 

Учиться и набивать шишки

- Сейчас все, кто ни попадя, снимают кино, надеясь выехать на «гениальности». Что вы можете сказать о необходимости образования? 

- В любом деле важно быть мастером. Сейчас у меня есть своя мастерская режиссуры. И всем я говорю: идите учиться! Можно и ко мне! Читайте книжки! Снимайте свои первые фильмы! 

В кино я пришел десять лет назад - мне было тридцать - с определенным багажом жизненного опыта. Полтора года учился в киношколе у мастеров из ВГИКа и ВКСР, которые занимаются кино всю жизнь. Плюс, конечно, сам много читал и смотрел. Были периоды, когда я смотрел около семисот фильмов в год, причем классику, экспериментальное кино, которое надо не просто посмотреть, но еще и переварить, впитать, проанализировать структуру и киноязык, операторскую и режиссерскую, актерскую работу. Все эти десять лет я держу себя в определенном киноконтексте, много смотрю, постоянно забочусь о том, чтобы думать про кино и ежедневно развиваться.

По поводу мастерства… Когда я учился в киношколе, я сделал сотни этюдов. Я просто ходил с камерой по улице и снимал, снимал, снимал. Я снял всех своих друзей и подруг, у меня образовалась гора учебных этюдов, которые я показывал в соцсетях. То есть было очень много практики, во время которой я набил неимоверное количество шишек. В этом, собственно, наш тернистый путь: почему плохо? Как сделать хорошо?

Словом, сама мысль о том, что в кино можно что-то делать, ничему предварительно не научившись, на мой 

взгляд, крамольная и неправильная.

А где нижегородцы?

- На недавно прошедшем кинофестивале «Горький fest» не раз в дискуссиях поднимали вопрос, когда же наконец в Нижнем Новгороде будет развиваться свое, нижегородское кино, и президент фестиваля Михаил Пореченков неизменно ругал общественность за безынициативность. А вы как думаете, когда гордо поднимет голову наш, нижегородский кинематограф?

- В свою очередь хочу спросить: отчего на «Горький fest» не приглашают успешных режиссеров-нижегородцев? Не помогают существующим инициативам? У меня четыре полнометражных фильма и сериал, постоянно задействованные в различных фестивальных программах, мне даже порой приходится отказываться от приглашений, но на «Горький fest» меня не звали. А почему не позвали нижегородца Велединского? Где нижегородские режиссеры, где нижегородские фильмы? Поднимайте этот контекст! В Нижнем есть молодые талантливые ребята! Приглашать Михаила Пореченкова, Жанну Агузарову с Леонидом Агутиным недостаточно. Или, может, в Нижнем просто не любят земляков, добившихся успеха?

Мария ФЕДОТОВА. Фото из личного архива Арсения ГОНЧУКОВА.

Справка «НН»

Арсений Михайлович Гончуков родился в городе Горьком 19 марта 1979 года. Режиссер, сценарист, продюсер. Окончил ННГУ по специальности «филология» и Школу кино при Высшей школе экономики (мастерская игрового кино А.Фенченко). Работал журналистом, телеведущим, сценаристом документального кино, вторым режиссером многосерийного художественного фильма «Синдром дракона» (Первый канал).

Автор сценариев, режиссер-постановщик и продюсер четырех полнометражных картин («1210», «Полет. Три дня после катастрофы», «Сын», «Последняя ночь») и короткометражного фильма «Конечная остановка». Режиссер, сценарист, продюсер веб-сериала «Район тьмы».

Участник международных киносмотров, обладатель двадцати наград российских и международных кинофестивалей, в том числе - Гран-при фестиваля «Окно в Европу», Гран-при национальной кинопремии «Страна», Гран-при кинопремии «Кинопризыв», приз «за лучшую мужскую роль» кинофестиваля «Киношок», приз «За лучшую режиссуру» IV Delhi International Film festival, 2-й приз в номинации «Лучший полнометражный фильм» Baghdad International Film Festival, «Святая Анна», «West Virginia Mountaineer Short Film Festival» и других.

 
По теме
 
13 сентября, ГТРК "Нижний Новгород" . Еженедельная рубрика "Кино"! Коллектив ГТРК "Нижний Новгород" и журналист  Анна Гагарина  рассказывают нижегородцам о новинках кинопроката.
13.09.2018
Фильм «Прощание» нижегородского режиссера Андрея Маркова победил на VI международном кинофестивале «SKEY-CINEMA» - Гипорт.ру Нижний Новгород. Фильм нижегородского режиссера Андрея Маркова «Прощание» победил в номинации «Лучшая региональная кинокартина» на VI международном кинофестивале «SKEY-CINEMA», который проходил 7-8 сентября 2018 года в Москве.
12.09.2018
 
НИА "Нижний Новгород" - Кира Мишина Нижний Новгород в 2018 году присоединился к всероссийскому движению "Том Сойер Фест", в рамках которого будет восстановлено здание на ул.
11.09.2018
Начальник управления реализации проектов Фонда капремонта Нижегородской области заключен под стражу за коммерческий подкуп, в деле фигурирует Дзержинс... - Дзержинск.рф     13 ноября суд удовлетворил ходатайство следователя 2 отдела по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета РФ по Нижегородской области об избрании меры пресечения в отношении
14.11.2018 Дзержинск.рф
Лев Ганкин: «Богемская рапсодия» получилась чуть более уважительной, чем нужно» - Нижегородская правда «Богемская рапсодия» как-то разом стала темой номер один. Можно открыть ленту в соцсетях – и обнаружить, что из десяти последних постов пять посвящены Фредди Меркьюри.
14.11.2018 Нижегородская правда
Фестиваль «Новые имена» в этом году отмечает свой 25-летний юбилей.  Редакция «Нижегородской правды» подготовила ТОП самых известных музыкантов, начинавших свое восхождение на музыкальный Олимп со сцены этого фестиваля.
13.11.2018 Нижегородская правда
  Исторический центр Дзержинска украшает памятник монументального искусства, который по уровню художественного исполнения вполне можно назвать главным памятником города.
10.11.2018 Дзержинское время
Нижегородский ХК "Торпедо" потерпел поражение от ЦСКА со счётом 0:3 - НИА Нижний Новгород Фото: ХК "Торпедо" Нижегородский хоккейный клуб "Торпедо" потерпел поражение от московского ЦСКА в матче регулярного чемпионата КХЛ, который прошёл в Нижнем Новгороде 13 ноября 2018 года.
14.11.2018 НИА Нижний Новгород
Опыт эффективной работы отдельных муниципалитетов распространят на весь регион - Единая Россия Региональное отделение «Всероссийского Совета местного управления» намерено качественно улучшить обратную связь между муниципальными образованиями Нижегородской области Об этом шла речь на заседании регионального Сове
14.11.2018 Единая Россия