На Руси народ давно приметил, что чаще всего в Петровки сухо, жарко, день большой и светлый. Говорили: "Петр и Павел жару прибавил", "Как придет Петро, так и будет тепло", "День убывает, жара прибывает".
Петров день, как и Ивана Купалы, связан, прежде всего, с солнечной символикой. Было поверье, что солнце в этот день "играет", то есть переливается разными цветами радуги или скачет по небу вверх-вниз. На рассвете люди собирались, чтобы посмотреть, как солнце играет.
Считали, "Женское лето по Петров день", "Красное лето с Петрова дня", "С Петрова дня красное лето, зеленый покос". В это время в жизни деревни проходила пора самых трудных земледельческих работ. Начиналась пожня (косьба). "Коли дождь на Петров день, то сенокос будет мокрый". Также готовились к озимому севу. "На святого Петра дождь — урожай не худой, два дождя — хороший, три — богатый". Издавна было подмечено, что многие певчие птицы поют только до Петрова дня: "Соловей поет до Петрова дня", "Кукушка кукует до Петрова дня", так как "ячменным колоском подавилась".
Также замечали, что дни становятся короче: "Петр и Павел — час убавил, а Илья Пророк — два уволок", "К Петрову дню вода в реках умеженится", "Придет Петрок, сорвет листок". Петров день — конец Петровского поста. Но сам Петров день — "разговины".
В этот день был праздник рыбаков, так как апостол Петр известен как покровитель рыбного промысла. Апостола Петра считали покровителем полей, низводителем дождя, растителем злаков, творцом урожаев. В старину на Руси Петров день был сроком судов, взноса даней и пошлины.
Источник: НТА-Приволжье
12.07.2024 08:00