Театр оперы и балета имени Пушкина открыл юбилейный, 90-й сезон. Рассказываем об истории здания на улице Белинского и вспоминаем основные вехи долгого пути.
Нижегородский модерн
В 1903 году в Нижнем Новгороде открылся Народный дом – культурное учреждение для самых широких слоев населения. В дореволюционные годы народные дома в России строились повсеместно. В них чаще всего размещались библиотека с читальней, театрально-лекционный зал со сценической площадкой, воскресная школа, вечерние классы для взрослых, хор, чайная, книготорговая лавка. Народные дома несли важную социальную и просветительскую функцию. Власти и благотворители пытались «связать» революционную активность населения, занять делом рабочую молодежь и воспрепятствовать массовому пьянству (соучредителями народных домов часто выступают общества трезвости).
Нижегородский народный дом спроектировал и построил молодой инженер-строитель Павел Малиновский. Стиль – эклектика с элементами модерна. Причем модерна чисто нижегородского. Часть знатоков архитектуры отказывались видеть модерн в неоштукатуренном здании из грубого красного кирпича.
«Но это и отличает нижегородский модерн от московского и петербургского – дефицит финансов мотивировал архитекторов уделять больше внимание геометрии форм, а не декоративным украшениям», – возражают сторонники теории нижегородского модерна.
Расширение аудитории
В 1931 году власти решили открыть в городе оперный театр. А почему не открыли раньше, в 1920-е годы? Все не так просто, как может показаться. Начнем с того, что опера и балет долгие годы считались искусством для избранных, а следовательно, чуждым пролетариату. Опера и балет в столицах находились под прямым покровительством императорского дома. Балерины зачастую делали карьеру благодаря своему успеху у привилегированных классов и царствующих особ (например, как знаменитая Матильда Кшесинская).
Когда к власти пришли большевики, они посчитали оперу и балет избыточными видами искусств для трудящихся, поэтому Большой театр одно время даже был закрыт. Однако к началу 1930-х отношение к элитарным искусствам у власть предержащих изменилось кардинально. Иосиф Сталин, как известно, был приверженцем имперского стиля в культуре. Возобладала точка зрения, что бывший полуграмотный рабочий и крестьянин, а ныне – новый советский человек способен понимать искусство ранее господствовавших классов. А потому в стране один за одним стали возникать театры оперы и балета. В Нижнем Новгороде для этих целей решили переоборудовать здание Народного дома. Зачем нужно было перестраивать вполне себе рабочее здание тридцатилетней давности? Ответ лежит на поверхности – чтобы бывший Народный дом хотя бы отдаленно напоминал о величии лучших столичных храмов Мельпомены – Большом и Мариинке. Выдающийся архитектор-конструктивист Александр Гринберг, который к тому времени уже построил Дома Советов в областном центре и Дзержинске, перестроил и расширил зрительный зал, а также реконструировал главный фасад здания. На перестройку в связи с вызовами времени ушло четыре года. Назвать перестроенное здание чисто конструктивистской постройкой уже было нельзя. Конструктивизм – ярчайшее явление в советской и мировой архитектуре 1920-х годов. Дом Советов в Нижнем Новгороде считается одним из шедевров этого стиля. Однако в 1930-е конструктивизм уступает место сначала постконструктивизму, а затем и классицизму, который специалисты сегодня все чаще называют сталинской архитектурой. Театр оперы и балета – еще не вполне себе сталинская архитектура, но тенденции, как говорится, налицо.
Не закрывался даже в войну
Краеведы говорят, что открытие театра оперы и балета в Горьком стало самым крупным культурным событием в жизни города в предвоенное время. (Тогда он еще назывался не оперным, а музыкальным театром.) Первая постановка – опера Бородина «Князь Игорь». Вторая – опера Чайковского «Евгений Онегин». Первый балет – «Дон Кихот» Минкуса. В предвоенные годы молодой горьковский театр часто посещали столичные знаменитости – балерина Ольга Лепешинская, оперные певцы Сергей Лемешев и Иван Козловский. В годы войны, что характерно, театр не закрывался. Сезон 1941–1942 годов открылся 26 июля оперой «Иван Сусанин». Вместе с классическим репертуаром на сцене оперного регулярно ставились оперы и балеты современных советских композиторов, в частности горьковских авторов Нестерова и Касьянова.
В 1986 году был проведен 1-й Всероссийский пушкинский фестиваль оперного и балетного искусства «Болдинская осень». Основная идея фестиваля – представлять жизнь классических произведений на пушкинские сюжеты и знакомить с новыми сценическими прочтениями сочинений Пушкина нашими современниками. С 1988 года фестиваль проводится ежегодно и стал своеобразным брендом театра. Нижегородский театр первым в России показал оперные спектакли на открытых площадках: представление оперы Чайковского «Чародейка» (1987 год) и оперы Глинки «Иван Сусанин» (1988 год) у стен Нижегородского кремля, «Ивана Сусанина» – в Ипатьевском монастыре в Костроме (1988 год). В 1994 году театр был удостоен звания «академический».
«Опера – единственное место в мире, где герой, получив удар кинжалом в спину, начинает петь вместо того, чтобы истечь кровью» (французский писатель Борис Виан ).
Сергей Анисимов
Фото из открытых источников